Организация и проведение свадьбы, юбилея, праздников, корпоративные мероприятия в Новосибирске

+7 (383) 380-24-18 Агентство "Граф Веселовъ". На главную страницу.
Главная > Статьи > Ведение концертов академической музыки. Ирина Тамарова.

ВЕДЕНИЕ КОНЦЕРТОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. Ирина Тамарова.

Краткие методические записки

Концертное выступление – это волнительное мероприятие для всех его участников и организаторов. Оно требует длительного подготовительного периода и продуманной заранее формы и стиля проведения. Важной составной частью любого концерта академической музыки в традиции отечественного концертного исполнительства является ведение - (визуальное присутствие ведущего на сцене, либо только голосовое (произнесение текста из-за кулис).

Довольно часто смешивают понятия "ведение" и "конферанс", но в большинстве определений жанра конферанс указывается на его эстрадную направленность. Например:

Конферанс – форма сценического действия, осуществляемая конферансье – лицом, объявляющим номера программы на эстрадном представлении или концерте и занимающим публику между исполняемыми номерами [4].

Корни этого жанра ищут в далеком прошлом, однако реальная преемственность не обнаружена. Тем не менее всегда существовала потребность какого-то соединительного звена между зрителем и сценой. Общение с залом первых конферансье чем-то напоминает общение в stand-up comedy, с той лишь разницей, что во втором случае функция связки отдельных номеров не является основной.

Так, артист Художественного театра, знаменитый Никита Балиев, объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что и вовсе не обязательно будет повторено завтра. Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы узнать, кто сегодня пришел, кивком головы или даже "называя фамилии" здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным, но понятным остальной публике замечанием – и контакт с залом был установлен. Все писавшие о Балиеве, и в частности К.С. Станиславский, отмечают его незаурядную находчивость: быстрые и остроумные ответы на реплики зрителей, умение создавать атмосферу небывалой ранее свободы и непосредственности во взаимоотношениях между сценой и зрительным залом.

Конферансье способствовал тесному общению зала и сцены, исполнителей и зрителей. Но это была не единственная его функция. Представление, носившее мозаичный характер, нуждалось в стержне, в общем сюжетном движении, которое и осуществлял конферансье.

Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем – в мышлении, в шутках и внешнем облике. Конферансье обязательно должен был быть, как бы сродни залу, воплощать черты, свойственные людям того времени. Отсюда использование актерских образов, своего рода "масок" в работе артистов-конферансье - "острослов", "москвич", "петербуржец" (А.Г. Алексеев), "маски" робости, растерянности (К.Э. Гибшман) и др.

Конферансье начала ХХ века отличались яркими индивидуальностями. Каждый являл собой на эстраде определенный образ с подчеркнутой характерностью. Для ведущего академического концерта особая актерская задача не стоит, но внутреннее ощущение праздничности, возвышенности нерядового события следует в себе выработать, чтобы появление его на сцене не было слишком буднично в восприятии зрителя.

В современном мире профессия ведущего концертов, к сожалению, все менее востребована. Особенно за рубежом: на концертах выдают, как правило, только программку. Но такой минималистский подход к организации концертного мероприятия в значительной степени обедняет целостную духовную составляющую концертной атмосферы. Ведущий концертов - это лицо концерта, первое впечатление о нем. Именно от ведущего зависит, какое настроение будет у зрителей. Грамотная речь и эмоциональная подача текста доставляет зрителю поистине эстетическое удовольствие, подготавливая их и настраивая на дальнейшее восприятие музыки.

У концертной программы, состоящей из номеров "серьезной" академической музыки, в отличие от эстрадного концерта, есть свои особенности. Они касаются поведения на сцене, внешнего вида, стиля речи. Ведущему следует их знать, и строго соблюдать в своей работе.

Вся статья...